Выдержки из Упанишады.
В переводе означают «Сокровенное знание». Древнеиндийские этико-философские трактаты, созданные на протяжении 2300 лет — до XV в., — «Упанишады» являлись комментариями к текстам «Вед» — древнейших священных книг и оказали сильнейшее влияние на творчество вьщающихся мыслителей и поэтов от Шанкары (VIII—IX вв.) до Рабиндраната Тагора (XX в.). Известно более двухсот «Упанишад». Ниже приводятся изречения из двенадцати основных «Упанишад».
# Жизнь — дыхание, ибо пока в теле пребывает дыхание, до той поры пребывает и жизнь. Живет лишенный речи, зрения, слуха, живет безумный, безрукий и безногий, но воистину никто не живет без дыхания. Поистине. Дыхание — это познание. Поистине. Познание — это дыхание, изучение и обучение — это подвижничество.
# И благое, и приятное приходят к человеку; он различает их. Ибо разумный предпочитает благое приятному, а глупый, ради мирского благополучия, выбирает приятное.
# Мудрый не ведает печали.
# Тело — колесница; рассудок — колесничий; разум — поводья. Кто не наделен распознанием, чей разум никогда не сосредоточен, чувства у того не знают узды, словно дурной конь у неумелого колесничего.
# Творец дал человеку глаза, поэтому человек глядит вовне, а не внутрь себя. Мудрец же, стремясь к бессмертию, глядит внутрь себя, закрыв глаза.
# Чем человек ощущает образ, вкус, запах, звуки и любовные прикосновения, тем он и познает. Что же остается? Разум и сердце. В сердце сто и одна артерия, из них лишь одна ведет к голове. Идущий по ней вверх достигает бессмертия, ко всем другим органам и частям тела идут другие артерии, но ни одна из них к бессмертию не приводит.
# Время, собственная природа, необходимость, случайность, суть — первичные элементы, но только благоприятное, или неблагоприятное, сочетание их становится причиной счастья, или несчастья. Корень счастья — в самопознании и подвижничестве. 66. Что называю высшим? Истиной веет ветер, истиной сияет солнце, истина — основание речи, все основано на истине. Поэтому истину называют высшим. Подвижничеством боги вначале достигают божественности. Все основано на подвижничестве. Поэтому подвижничество называют высшим.
# Укрощенные подавлением желаний сбрасывают с себя грехи. Поэтому подавление желаний называют высшим.
# Успокоенные покоем творят благодеяния и тем обретают небо. Поэтому покой называют высшим.
# Подаяние, даяние жрецу — защита жертвоприношений. Все существа в мире живут за счет даятеля. Все основано на подаянии. Поэтому подаяние называют высшим.
# Мысль, оставившая различие между размышляющим и размышлением подобная светильнику в безветренном месте, занятая одним лишь предметом размышления, бывает высшим завершением, — «облаком добродетели», как зовут его боги. Тогда человек при жизни становится освобожденным.
# То, что должно быть распознано, — неистощимо и наделено тонкой сущностью, а жизнь поистине непрочна, поэтому, оставив сети наук, следует размышлять о том, что истинно.
# Говорят, что разум двух видов: чистый и нечистый. Нечистый устремлен к желаниям, чистый свободен от желаний. Разум — причина уз и освобождения людей.
# Когда у человека отброшена привязанность к предметам и разум заключен в сердце, то это высшее состояние.